РЕКОМЕНДАЦИИ КУРАТОРУ ПО РАБОТЕ С «ТРУДНЫМ» ПОДРОСТКОМИ

Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них. Настаивать на соблюдении принятых «правил игры», самим соблюдать их в тех случаях, когда другой стороне этого не удается. Быть терпеливым и помнить, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужны долгие месяцы.

В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой — мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.

Действовать только тактическим маневром и никогда — прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение вносящее поправки в услышанное. Вскрывать причины неправильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждении, и таким путем развивать и направлять его мыслительный процесс, обеспечивая необходимыми источниками.

Быть самокритичными, принципиальными, стараться на­столько укрепить доверие подростка, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями.

Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное поведение.

Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затруднительное положение.

Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться.

Стараться соблюдать принцип А. С. Макаренко: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.

Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их личности и приемлемые для них черты нашей личности.

В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию подростков и развивать их идеал Я.

ИЗУЧАЯ ПОДРОСТКА, ПОМНИТЕ:

  • Изучают подростка все учителя, а видят его лишь немногие. Изучать надо целенаправленно и осознанно.
  • Первое знакомство с подростком — это разговор о его интересах и о тех областях его жизни, где он лучше всего осведомлен.
  • В беседе с воспитателем или учителем подросток должен по­чувствовать искреннее, заинтересованное отношение к нему.
  • Изучение подростка нельзя проводить в отрыве от той среды, в которой он рос и которая его окружает.
  • Один метод сам по себе не метод. Только содружество методов, растянутых во времени, дает объективную картину диагностики трудновоспитуемого подростка.

ПЕРЕВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКА ТРЕБУЕТ СОБЛЮДЕНИЯ СЛЕДУЮЩИХ ПРАВИЛ:

  • педагогический оптимизм воспитания, вера в своего воспи­танника;
  • начинайте перевоспитание с социально-значимой деятельности, в которой подросток может и хочет самоутвердиться;
  • наличие сплоченного жизнерадостного коллектива класса;
  • единство педагогических влияний школы, семьи и общества;
  • авторитет воспитателя в глазах подростка;
  • высокая педагогическая культура воспитания;
  • воспитатель должен быть современным человеком с ярко вы­раженной индивидуальностью;

ОБЩАЯСЬ С ПОДРОСТКОМ, ПОМНИТЕ:

  • Беседу с подростком нужно начинать с дружеского тона.
  • При первой встрече с подростком старайтесь его не критиковать.
  • В процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес.
  • Лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя.
  • Диалог с подростком следует начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
  • В процессе общения старайтесь вести диалог на равных.
  • Старайтесь инициативу общения держать в своих руках.
  • Умейте смотреть на вещи глазами подростка.
  • Общаясь с подростком, старайтесь развивать в себе готовность к педагогической импровизации.