Родитель. Прочти!
Материал для родителей учащихся
Добрый вечер, успешные, отзывчивые, ответственные, счастливые родители!
Кто из вас не мечтал увидеть своих детей преуспевающими и счастливыми? Кто из нас, не добившихся желаемого успеха, не перекладывал втайне свои несбывшиеся надежды на своих детей? Но кто из нас знает, как сформировать у ребенка психологию успешного человека?
Разговор наш пойдет о мотивации – внутренних двигателях, заставляющих нас двигаться к той или иной цели.
В какую сторону мы бежим?
Психологи-мотиваторы разделяют людей на два типа: кто стремиться к успеху, и тех, кто избегает неудачи. Первые – это те, в голове которых постоянно звучит одна и та же песенка Окуджавы «А значит нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим!». Яркий пример такого отчаянного и безудержного стремления к успеху показывается известная югославская теннисистка Моника Селеш, которая к своим 20 годам заработала на разного рода чемпионатах более 8 миллионов долларов. Про себя она в одном интервью говорила так: «Сколько себя помню, мне всегда хотелось побеждать». Одна из соперниц Моники – итальянская теннисистка Габриела Сабатини так описывает свои впечатления от встречи с ней на корте: «Когда играешь против Моники, то такое впечатление, что она считает все очки своей собственностью, на которую ты покушаешься. И она бьется за нее до последнего. Самое главное, что ты постоянно чувствуешь что бы ни случилось, она ни за что не сдастся».
Те, кто не столько стремится к успеху, сколько бежит от неудачи, имеют другую психологию. Среди них мы увидим и ученика, мечтающего быстрее сдать экзамен, не осознавая значения знаний и отметки по предмету, и торговца, желающего спустить неходовой товар. Главное для них не победа, а участие. И они по-своему правы. Они живут в соответствии со своими установками и со своей психологией. Но большой профессиональный успех к людям с такими установками обычно никогда не приходит.
Психологи, изучавшие детей, не обладавших высокой мотивацией достижения, выяснили, что их родители имели ряд сходных черт, которые и повлекли за собой определенные психологические особенности их детей. Такие родители обычно сравнивают своих детей с достижениями других детей такого же возраста. Зависимость успеха или неуспеха прилагаемых ими усилий в учебе в расчет не принимается.
Жесткий контроль за выполнением домашних заданий и игнорирование собственных желаний ребенка. Это подавляет собственную инициативу ребенка. Помощь от родителей, приходящая не в форме совета, а в форме приказа и навязывания ребенку своего мнения, еще больше подавляет самостоятельность и инициативность.
Объяснение неудач ребенка отсутствием способностей, а не недостатком приложенных усилий, ведет к избеганию неудач, т.к. он заранее уверен в своем провале. Часто ребенок повторяет «У меня не получится все равно – нет способностей».
Порицание за неудачу, равнодушии при успехе. «А зачем за хорошее хвалить – его и так видно. Вот о плохом надо говорить, его надо искоренять». Увы, нет! Хвалите своих детей за малейшие успехи. Любите их безусловной любовью вне зависимости от того, какие оценки они приносят. Давайте понять своим детям, что недостаток способностей можно компенсировать во многих случаях дополнительным усердием и трудолюбием.
Маленькие причины больших последствий
Знаете ли вы, что
ЕСЛИ | ТО |
Вы каждое утро будете говорить ребенку, что он хороший, | Его самооценка со временем повысится |
Учащиеся, которые имеют высокую самооценку, | Как правило лучше учатся и успевают |
Вы применяете авторитарный стиль обращения с ребенком, | Вы формируете у него тенденцию к низкой самооценке |
Вы умеете извлекать пользу из своих неудач и потерь и огорчений, | Вас можно назвать умным человеком |
Вы предпочитаете учится на ошибках других, | Вас можно назвать еще более умным |
Вы любите домашних животных и держите их у себя дома | Вы значительно снижаете риск нервного срыва |
Вы излишне критичны к окружающим и постоянно недовольны ими, | Это значит что где-то в чем-то Вы недовольны собой |
Вы подвержены депрессии и меланхолии, | Лучшим лекарством для вас станут лучи утреннего солнца, которые будут способствовать выработке в вашем организме гормона эндофрина, улучшающего настроение. |
Притча «Стакан чая»
Два путника шли по пустыне. Почувствовав жажду зашли к чайхану. Сложили свои деньги и поняли, что хватает только на один стакан чая.
Первый сказал, «выпей первым свою половину, а я в свою добавлю сахар».
Второй ответил, «добавь сейчас и мы вдвоем выпьем сладкого чая»
« На весь стакан не хватит, и чай не будет таким сладким».
«Тогда я в свою половину добавлю соль».
Дорогие родители давайте пить сладкий чай, давайте сотрудничать!
Желаю Вам успеха!