РЕКОМЕНДАЦИИ куратору по работе с «трудными» подростками
Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них. Настаивать на соблюдении принятых «правил игры», самим соблюдать их в тех случаях, когда другой стороне этого не удается. Быть терпеливым и помнить, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужны долгие месяцы.
В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой — мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.
Действовать только тактическим маневром и никогда — прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение вносящее поправки в услышанное. Вскрывать причины неправильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждении, и таким путем развивать и направлять его мыслительный процесс, обеспечивая необходимыми источниками.
Быть самокритичными, принципиальными, стараться настолько укрепить доверие подростка, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями.
Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное поведение.
Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затруднительное положение.
Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться.
Стараться соблюдать принцип А. С. Макаренко: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.
Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их личности и приемлемые для них черты нашей личности.
В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию подростков и развивать их идеал Я.
ИЗУЧАЯ ПОДРОСТКА, ПОМНИТЕ:
- Изучают подростка все учителя, а видят его лишь немногие. Изучать надо целенаправленно и осознанно.
- Первое знакомство с подростком — это разговор о его интересах и о тех областях его жизни, где он лучше всего осведомлен.
- В беседе с воспитателем или учителем подросток должен почувствовать искреннее, заинтересованное отношение к нему.
- Изучение подростка нельзя проводить в отрыве от той среды, в которой он рос и которая его окружает.
- Один метод сам по себе не метод. Только содружество методов, растянутых во времени, дает объективную картину диагностики трудновоспитуемого подростка.
ПЕРЕВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКА ТРЕБУЕТ СОБЛЮДЕНИЯ СЛЕДУЮЩИХ ПРАВИЛ:
- педагогический оптимизм воспитания, вера в своего воспитанника;
- начинайте перевоспитание с социально-значимой деятельности, в которой подросток может и хочет самоутвердиться;
- наличие сплоченного жизнерадостного коллектива класса;
- единство педагогических влияний школы, семьи и общества;
- авторитет воспитателя в глазах подростка;
- высокая педагогическая культура воспитания;
- воспитатель должен быть современным человеком с ярко выраженной индивидуальностью.
ОБЩАЯСЬ С ПОДРОСТКОМ, ПОМНИТЕ:
- Беседу с подростком нужно начинать с дружеского тона.
- При первой встрече с подростком старайтесь его не критиковать.
- В процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес.
- Лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя.
- Диалог с подростком следует начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
- В процессе общения старайтесь вести диалог на равных.
- Старайтесь инициативу общения держать в своих руках.
- Умейте смотреть на вещи глазами подростка.
- Общаясь с подростком, старайтесь развивать в себе готовность к педагогической импровизации.