ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
«Внедрение учебно — методической модели развития навыков предприимчивости и финансовой грамотности у учащихся учреждений, реализующих программы профессионально- технического и среднего специального образования»
(2023 — 2026)
Участники инновационной деятельности:
– педагогические работники учреждения образования «Гомельский государственный колледж торговли и услуг» в составе:
Гусак Татьяна Адамовна – УО «Гомельский государственный колледж торговли и услуг», директор;
Котык Людмила Владимировна – УО «Гомельский государственный колледж торговли и услуг», заместитель директора по учебно-производственной работе;
Дмитренко Наталья Александровна – УО «Гомельский государственный колледж торговли и услуг», заместитель директора по учебной работе;
Кузнецова Татьяна Леонидовна – УО «Гомельский государственный колледж торговли и услуг», методист;
Иткина Ольга Леонидовна – УО «Гомельский государственный колледж торговли и услуг», преподаватель учебных предметов профессионального компонента;
Гончарова Елена Анатольевна – УО «Гомельский государственный колледж торговли и услуг», преподаватель учебных предметов профессионального компонента;
Лукьяненко Марина Александровна – УО «Гомельский государственный колледж торговли и услуг», преподаватель учебных предметов общеобразовательного компонента.
Консультант проекта: Карпович Татьяна Николаевна, заведующий кафедрой управления и психологии профессионального образования факультета повышения квалификации и переподготовки кадров УО «Республиканский институт профессионального образования»
Сайт Национального банка Республики Беларусь раздел «Финансовая грамотность»
Официальные сайты банков Республики Беларусь, раздел «Финансовая грамотность»
«Азбука финансов» Универсальный ресурс по управлению финансами для предпринимателей
Экспериментальная деятельность в учреждении образования «Гомельский государственный колледж торговли и услуг» началась с изучения и анализа состояния развития навыков предприимчивости и финансовой грамотности у учащихся колледжа.
На основе полученных данных был составлен календарный план на каждый этап проекта. Экспериментальная деятельность заключалась в широкомасштабном освоении информационного пространства и развитии навыков предприимчивости и финансовой грамотности у учащихся.
Календарные планы экспериментальной деятельности реализованы в полном объеме. Анализ полученных результатов экспериментальной деятельности по обозначенным критериям и показателям позволяет сделать вывод, что развитие навыков предприимчивости и финансовой грамотности у учащихся в профессиональном образовании интенсифицирует формирование профессиональных компетенций будущих специалистов.
В процессе формирования финансовой грамотности учащиеся овладевают экономическими умениями, направленными на совершенствование производства и труда, на получение более высоких показателей в учебе: умение планировать работу, рационально использовать оборудование и материалы, использовать передовые приемы труда, анализировать ход и результаты работы, на активность при участии в ролевых и деловых играх. Помимо этого у учащихся формируются экономически значимые качества личности – трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, деловитость, экономность, предприимчивость.
Данный проект позволил существенно расширить и дополнить знания учащихся о предпринимательской деятельности, об управлении семейным бюджетом и личными финансами, функционировании фондового рынка и банковской системы. Выполнение творческих работ, практических заданий позволили учащимся приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, что позволит им применить полученные знания в реальной жизни.
Полученные результаты позволяют констатировать, что уровень сформированности навыков предприимчивости и финансовой грамотности у учащихся экспериментальных групп выше, чем в контрольной группе и имеет стойкий средний показатель.
Но следует заметить, что необходимо расширять границы традиционного образовательного пространства колледжа за счет внедрения во всех учебных группах факультативных занятий «Основы финансовой грамотности», организующих учебно-воспитательную, развивающую, мотивационную стороны формирования будущего специалиста.
Кроме того, при организации производственного обучения по специальности «Торговое дело» колледж сотрудничает с такими крупными сетями как ОАО «Евроторг», ЗАО «Юнифуд» (магазины «Алми»), ОАО «Табаквинторг» и ОАО «Сахарторг». Налажены новые связи с ООО «Либретик» (сеть магазинов «Соседи», магазины «Мартин»).
Потенциал данных торговых предприятий может быть задействован в выполнении поставленных задач для успешного развития предпринимательской культуры и формирования финансовой грамотности обучающихся.
В силу этого было принято решение продолжить работу в данном направлении путем переведения экспериментального проекта в категорию инновационных.
В соответствии с приказом «Об экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования в 2023/2024 учебном году» от 05.09.2023 № 639 учреждение образования «Гомельский государственный колледж торговли и услуг» начинает работу по внедрению учебно-методической модели развития навыков предприимчивости и финансовой грамотности у учащихся учреждений образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования в период 2023-2026 гг.
2017-2020гг
Участники экспериментальной деятельности в 2018 /2019 учебном году:
— педагогические работники учреждения образования «Гомельский государственный профессиональный мнопрофильный лицей» в составе:
Гусак Татьяна Адамовна – УО «Гомельский государственный профессиональный многопрофильный лицей», директор;
Рябица Алла Леонидовна – УО «Гомельский государственный профессиональный многопрофильный лицей», заместитель директора по учебно-воспитательной работе;
Кузнецова Татьяна Леонидовна — УО «Гомельский государственный профессиональный многопрофильный лицей», методист;
Папкович Ольга Георгиевна — УО «Гомельский государственный профессиональный многопрофильный лицей», преподаватель спецдисциплин;
Лёвина Наталья Станиславовна – УО «Гомельский государственный профессиональный многопрофильный лицей», преподаватель спецдисциплин;
Курохтин Сергей Юрьевич — УО «Гомельский государственный профессиональный многопрофильный лицей», мастер производственного обучения;
Атрохова Галина Викторовна — УО «Гомельский государственный профессиональный многопрофильный лицей», педагог-психолог.
Разработчики:
Рябица Алла Леонидовна – УО «Гомельский государственный профессиональный многопрофильный лицей», заместитель директора по учебно-воспитательной работе;
Папкович Ольга Георгиевна — УО «Гомельский государственный профессиональный многопрофильный лицей», преподаватель спецдисциплин;
Лёвина Наталья Станиславовна – УО «Гомельский государственный профессиональный многопрофильный лицей», преподаватель спецдисциплин.
Реализация экспериментальной деятельности проекта «Апробация модели формирования надпрофессиональных компетенций будущих специалистов с использованием возможностей виртуального музея» завершена.