Инновационный проект «Внедрение учебно — методической модели развития навыков предприимчивости и финансовой грамотности у учащихся учреждений, реализующих программы профессионально- технического и среднего специального образования»
Цель проекта: содействие формированию у участников образовательного процесса основ предпринимательства и финансовой грамотности посредством создания в учреждении образования эффективной образовательной среды.
Предмет исследования: формирование основ предприимчивости и финансовой грамотности учащихся как важного средства долгосрочного оздоровления мировой финансовой системы, эффективной меры улучшения качества жизни и финансовой безопасности населения и будущих поколений граждан путём создания модели образовательной среды по финансовой грамотности.
Задачи проекта:
1) обеспечить развитие профессиональной компетентности педагогических работников в вопросах формирования основ предпринимательства и финансовой грамотности обучающихся в образовательном процессе;
2) организовать обучение учащихся основам предпринимательства и финансовой грамотности на учебных занятиях, факультативных занятиях, занятиях объединений по интересам, внеклассных мероприятиях;
3) мотивировать законных представителей обучающихся и представителей социума к активному участию в просветительских и образовательных мероприятиях экономической направленности;
4) обеспечить представление образовательных результатов учащихся посредством организации их участия в олимпиаде по финансовой грамотности, проектах, выставках, конкурсах, фестивалях.
5) обеспечить представление опыта педагогической деятельности по формированию основ предпринимательства и финансовой грамотности учащихся в средствах массовой информации.
Актуальность и значимость инновационного проекта подтверждается тем, что обучение финансовой грамотности продиктовано временем, так как финансовый рынок предоставляет огромный выбор возможностей по управлению денежными ресурсами.
Сущность проекта продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных экономических продуктов и услуг, которые ставят перед людьми задачи, к решению которых они зачастую не всегда бывают готовы. В современное время финансовых знаний, которыми располагают учащиеся недостаточно, особенно если учесть, что завтра они станут активными участниками экономического рынка.
Практическая значимость инновационного проекта заключается во внедрении учебно — методической модели развития навыков предприимчивости и финансовой грамотности у учащихся колледжа, что позволит:
— сформировать у учащихся систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
— овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
— сформировать ответственность за принятие экономических решений;
— обеспечить поддержку новых образовательных инициатив по основам формирования предпринимательской культуры, навыков финансовой грамотности и делового общения обучающихся через внедрение информационных технологий в образовательное пространство учреждения образования.
Таким образом, реализация данного инновационного проекта имеет особую значимость, поскольку проводимая работа позволит обучающимся не только впоследствии выступать субъектами экономических отношений, но и уметь управлять экономическими рисками, не испытывая определенные финансовые трудности.
Основная идея экспериментального проекта, определяющая его новизну.
Одним из важных направлений реализации Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. является формирование экономических компетенций современных учащихся, что обусловлено повышенными требованиями к личным качествам будущих кадров рыночной экономики. В разделе 7 Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулирование деловой активности в Республике Беларусь» предусмотрено создание в нашей стране эффективной национальной системы делового образования, которое направлено на подготовку обучающихся к предпринимательской деятельности и развитию ключевых компетенций.
Государству для устойчивого развития и социального прогресса необходимы кадры и граждане, которые могут активно и эффективно вести страну к улучшению благосостояния нации и экономически здоровому будущему. Поэтому вопрос формирования предпринимательских компетенций у молодого поколения современного общества – это не просто актуальный вопрос нашей жизни и нашего образования, это стратегический вопрос развития государства.
Социально-экономические изменения, происходящие в современной Беларуси, ставят важную педагогическую проблему – сформировать экономически грамотного молодого человека, который будет способен к осуществлению эффективной экономической деятельности и сможет оценивать её не только с позиции экономической целесообразности, но и с позиции нравственной ценности.
Экономическая грамотность – сложная сфера, предполагающая понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих инструментов для работы с финансами, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте.
Экономическая грамотность – это уровень экономических знаний, умений и навыков, а также личностных качеств человека, позволяющих ему сознательно участвовать в хозяйственной деятельности общества.В процессе формирования финансовой грамотности учащиеся овладевают экономическими умениями, направленными на совершенствование производства и труда, на получение более высоких показателей в учебе: умение планировать работу, рационально использовать оборудование и материалы, использовать передовые приемы труда, анализировать ход и результаты работы, на активность при участии в ролевых и деловых играх. Помимо этого у учащихся формируются экономически значимые качества личности – трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, деловитость, экономность, предприимчивость.
Новизна экспериментального проекта состоит в содействии в профессиональном самоопределении обучающихся с позиций экономической целесообразности и личностно-профессиональной готовности к успешной самореализации. Данная модель даст идеи для саморазвития и формирования новых взглядов и нетиповые решения формирования предпринимательской культуры. Обеспечит информационной поддержкой и сопровождением в поиске предпринимательской идеи; разработке и продвижении социальных бизнес-проектов; проведении маркетингового исследования; поиске социальных партнёров; экономических расчётах; формировании у обучающихся понимания юридической ответственности за ведение собственного бизнеса и этических норм профессиональной предпринимательской деятельности.
Современной Беларуси нужен профессионал нового типа – человек, обладающий высоким уровнем предпринимательской культуры, отличающийся от других людей своей энергичностью, творчеством во всех сферах деятельности, ярко выраженными организаторскими способностями, стремлением своим инновационным трудом способствовать личному преуспеванию и росту богатства страны.
Обоснование целесообразности осуществления экспериментального проекта.
Согласно концепции структуры и содержания профессионально-технического образования, главной его частью является «формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества».
В связи с этим, одной из важнейших, встала задача подготовки финансово грамотной личности, обладающей познаниями в экономической сфере.
Предъявляемые социальные требования к экономической грамотности обучающихся необходимы для его адаптации к самостоятельной жизни в условиях рыночной экономики.
Финансовая грамотность – это отличный способ развития мотивации к получению доходов, развитию инициативы, самостоятельности.
Данный проект существенно расширяет и дополняет знания учащихся о предпринимательской деятельности, об управлении семейным бюджетом и личными финансами, функционировании фондового рынка и банковской системы. Выполнение творческих работ, практических заданий и итогового проекта позволит учащимся приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, применить полученные знания в реальной жизни.
Обучение финансовой грамотности продиктовано временем, так как финансовый рынок предоставляет огромный выбор возможностей по управлению денежными ресурсами. Сущность проекта продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных экономических продуктов и услуг, которые ставят перед людьми задачи, к решению которых они зачастую не всегда бывают готовы. В современное время финансовых знаний, которыми располагают учащиеся недостаточно, особенно если учесть, что завтра они станут активными участниками экономического рынка.
Реализация проекта приведет к воспитанию наших детей финансово грамотными, предприимчивыми. И в будущем они станут добросовестными налогоплательщиками, ответственными заемщиками, грамотными вкладчиками; будут умело ориентироваться в экономической ситуации государства; смогут принять правильное решение в любой экономической ситуации.
Гипотеза: успешное развитие навыков предприимчивости у молодежи станет возможным, если грамотно организовать совместную деятельность учащихся, педагогических работников и социальных партнеров через разработку и поддержку новых образовательных инициатив по основам формирования предпринимательской культуры.
Цель проекта: Создание эффективной образовательной среды в учреждении профессионально-технического образования по развитию предпринимательской культуры и формированию финансовой грамотности обучающихся
Задачи проекта:-изучить и проанализировать состояние проблемы развития навыков предприимчивости и финансовой грамотности у учащихся лицея;-разработать и апробировать учебно-методическую модель развития навыков предприимчивости и финансовой грамотности у учащихся лицея;-сформировать у учащихся систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;-овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;-сформировать ответственность за принятие экономических решений;-определить критерии и уровни сформированности финансовой грамотности обучающихся, провести мониторинг образовательного процесса и промежуточных результатов;-разработать учебно-методическое обеспечение процесса формирования финансовой грамотности обучающихся;-обеспечить поддержку новых образовательных инициатив по основам формирования предпринимательской культуры, навыков финансовой грамотности и делового общения обучающихся через внедрение информационных технологий в образовательное пространство учреждения образования.
— Был обновлен состав творческой группы по организационной и методической поддержке проекта экспериментальной деятельности.
— Были разработаны и утверждены план работы на 2021/2022 учебный год; программа экспериментальной деятельности на 2021/2022 учебный год; календарный план экспериментальной деятельности на 2021/2022 учебный год.
— Изучены электронные образовательные ресурсы развитию навыков предприимчивости и финансовой грамотности, проанализирован и систематизирован практический материал.
— Педагоги, участники экспериментального проекта, в режиме on-line приняли участие в областном обучающим семинаре по экспериментальной и инновационной деятельности, в методическом совещании в on-line режиме о перспективной тематике экспериментальной деятельности.
С целью развитие навыков предприимчивости и финансовой грамотности в 2021/2022 учебном году в рамках экспериментальной деятельности были проведены следующие мероприятия:
1. тренинг-занятия по развитию навыков предприимчивости и финансовой грамотности.
2. экскурсии на предприятия швейной производства города Гомеля, в выставочный зал лицея «Истоки швейного производства учащиеся лицея и члены интегрированного предметного кружка «Фэшен — клуб молодых дизайнеров и модельеров».
3. участие учащихся и педагогов лицея в областных и республиканских конкурсах:
— эскизном туре Республиканского фестиваля – конкурса моды и фото «Мельница моды»;
— в Fashion-мастерской на ОАО «Коминтерн»; в конкурсе на звание лучшего специалиста Гомельской области в сфере бытового обслуживания «ЮниСтайл».
4. Участие учащихся и педагогов лицея в областной осенней ярмарке продаже учреждений профтехобразования.
5. Участие в благотворительном проекте «Новая жизнь в обмен на крышечки».
6. Подготовка волонтёров из числа учащихся для проведения профориентационной работы перед аудиториями абитуриентов.
7. Организация и проведение профилактической акции «Декада кибербезопасности».
8. Подготовка и участие в районном конкурсе «Своей профессией горжусь!».
9. Участия в первом этапе в заочном (отборочном) этапе областной олимпиады по учебному предмету «Основы экономики».
10. Проведения мероприятий в рамках Недель спецпредметов по специальностям «Технология производства швейных изделий». «Торговое дело».
11. Подготовка и проведение мероприятий, конкурсов в рамках Всемирной недели финансовой грамотности.
12. Участие учащихся и работников лицея в праздничной торговле на районном празднике Масленицы.
13. Организация деятельности студенческих отрядов.
14. Систематизация и обновление информация рубрик «Азбука финансов», «Я предприимчив» на официальном сайте лицея.